По давно существующей традиции многие японские автомобилестроительные компании агрегатируют свои автомобили силовыми агрегатами собственного производства. Не является исключением и такая известная компания как Mazda Motor Corporation. При этом в номенклатуре выпускаемых моторов присутствуют бензиновые, дизельные, а также роторные двигатели. Среди дизельных моторов производства компании наиболее распространенным считается дизельный двигатель r2, который с 1983 по 1999 годы устанавливался на фургон Mazda Bongo.
Популярный микроавтобус «Мазда Бонго» послужил прототипом для целого ряда аналогичных моделей, выпускаемых и продаваемых в Южной Корее, Австралии, США и других странах. В рамках лицензионных соглашений на них устанавливались и двигатели r2.
Технические характеристики
ПОКАЗАТЕЛЬ | ЗНАЧЕНИЕ |
---|---|
Объем цилиндров, см. куб. | 2184 |
Количество цилиндров | 4 |
Количество клапанов на цилиндр | 2 |
Максимальная мощность (при 4000 об./мин), л. с. | 64 |
Максимальный крутящий момент (при 2000 об/мин), нм | 140 |
Диаметр цилиндра, мм | 86 |
Ход поршня, мм | 94 |
Степень сжатия | 22.9 |
Система подачи топлива | ТНВД (механический или электрический) |
Газораспределительный механизм | ОНС |
Схема работы цилиндров | 1-3-4-2 |
Моторное масло | 5W-30, 10W-30, 20W-20 |
Система смазки | комбинированная |
Объем моторного масла, л: | |
сухой двигатель | 7.1 |
без замены масляного фильтра | 5 |
с заменой масляного фильтра | 6.4 |
Топливо | Дизельное топливо |
Двигатель устанавливался на автомобили Mazda Bongo, Ford Econovan, Mazda E-серии, Ford Spectron, Nissan Vanette, Kia Wide Bongo, Ford j80, Mitsubishi Delica.
Описание
Двигатель r2 – классический 4-х тактный вихрекамерный дизельный силовой агрегат, 4 цилиндра которого расположены в один ряд, считается достаточно надежным, но несколько шумным мотором.
Газораспределительный механизм типа ОНС с верхним расположением одного распределительного вала и прямым приводом 8-ми клапанов (по 2 клапана на цилиндр) собран в головке блока цилиндров. Тепловые зазоры клапанов регулируются при помощи шайб.
Привод газораспределительного механизма и топливный насос высокого давления (ТНВД) приводятся в действие зубчатым ремнем. При этом мотор r2 может оснащаться плунжерным ТНВД типа Diesel Kiki распределительного типа, управление которым осуществляется как электроникой (Kia Sportage), так и механикой («Мазда Бонго»).
Система подачи топлива
Основная задача, которую необходимо решать разработчикам любого дизельного двигателя – подача в его цилиндры строго определенного количества топлива. Решается она с помощью ТНВД, являющегося основным элементом не только системы подачи топлива, но и всего силового агрегата в целом.
ТНВД состоит из:
- топливоподкачивающего насоса;
- плунжерного устройства;
- электромагнитного клапана выключения подачи топлива;
- редукционного клапана;
- дренажного штуцера;
- регулятора опережения впрыска топлива;
- всережимного регулятора подачи топлива.
Дизельное горючее подается к ТНВД при помощи топливоподкачивающего насоса. При этом объем подаваемого топлива значительно превышает необходимое для нормальной работы мотора количество. Плунжерная пара ТНВД регулирует количество топлива и распределяет его по цилиндрам мотора согласно схеме (см. таблицу), а лишнее топливо через дренажный штуцер сливается обратно в бак.
Устойчивая работа двигателя в любых режимах обеспечивается с помощью всережимного регулятора подачи топлива, которое ограничивает максимальное количество оборотов коленчатого вала в зависимости от положения педали газа (определяет водитель). В зависимости от числа оборотов коленчатого вала регулятор опережения впрыска изменяет момент подачи топлива в цилиндры мотора.
Электромагнитный клапан связан с замком зажигания и при повороте ключа в положение «Выкл.» перекрывает подачу топлива к плунжерной паре ТНВД. В настоящее время, учитывая все ужесточенные требования по экологии, распределительные ТНВД оснащаются электронными блоками управления, которые обеспечивают точную регулировку дозирования топлива, поступающего в цилиндры. При этом уменьшается не только токсичность выхлопа, но и увеличивается мощность и плавность работы двигателя. Ими же регулируется и работа клапана EGR (рециркуляция отработанных газов).
Техническое обслуживание
Техническое обслуживание дизельных двигателей r2 сводится к регулярной замене расходных материалов (масло, фильтры, ремни и пр.), а также регулярной проверке основных элементов, обеспечивающих безотказную работу силового агрегата. При этом:
- замену моторного масла и масляного фильтра осуществляют через каждые 10 тысяч км. пробега;
- топливный и воздушный фильтры меняют после каждых 20 тысяч км пройденного пути;
- охлаждающую жидкость сливают и меняют на новую не реже одного раза в два года;
- ремень привода газораспределительного механизма подлежит замене каждые 80 тысяч км пробега.
Кроме того, необходимо регулярно проверять состояние (через определенное количество километров пробега):
- ремня привода газораспределительного механизма – 30000;
- зазоров в клапанах цилиндров – 20000;
- шлангов и патрубков систем подачи топлива и охлаждения – 10000;
- системы рециркуляции отработанных газов – 40000;
- форсунок – 40000.
При выявлении дефектов их необходимо обязательно устранить.
Неисправности
Типичные неисправности дизельного мотора r2 сведены в таблицу.
НЕИСПРАВНОСТЬ | ПРИЧИНА |
---|---|
Мотор не запускается. | Топливоподкачивающий насос вышел из строя; неисправен ТНВД; нарушена работа форсунок; вышли из строя свечи накаливания. |
Двигатель не развивает достаточной мощности. | В цилиндры впрыскивается недостаточная доза топлива; поврежден распылитель; утечка топлива. |
Нестабильная работа силового агрегата. | Изношены детали газораспределительного механизма; попал воздух в систему подачи топлива; лопнула пружина форсунки. |
Посторонние стуки в двигателе. | Ранний впрыск топлива; износ деталей шатунно-поршневой группы; величина компрессии не соответствует заданным значениям. |
Из глушителя идет черный дым. | Поздний впрыск топлива; заклинило иглу в распылителе; лопнула пружина форсунки; низкий уровень компрессии. |
Тюнинг
Моторы, работающие на дизельном топливе, имеют ряд преимуществ перед бензиновыми аналогами. Они более экономичны и не привередливы к качеству топлива. Однако одним из существенных недостатков дизельных моторов, по сравнению с бензиновыми, является их низкая мощность. Поэтому вопрос повышения последней рано или поздно становится перед каждым владельцем автомобиля с дизельным силовым агрегатом.
Проведение работ, связанных с увеличением мощности дизельного мотора, связано с достаточно большим объемом работ и их немалой стоимостью. Кроме того, необходимо иметь опыт выполнения сложных металлообрабатывающих и механо-сборочных работ, поэтому для их выполнения со 100% уверенностью получения ожидаемого результата лучше всего обратиться в специализированные тюнинг-ателье, которые могут предложить разнообразные способы повышения мощности дизельных двигателей.
В частности, для силовых агрегатов компании Mazda Motor Corporation предлагается:
- Чип-тюнинг
Проведение чип-тюнинга (изменение мощностных характеристик двигателя без механического вмешательства) возможно путем установки специального контроллера (ЧИПа), который изменит характеристики давления в системе подачи дизельного топлива.. С помощью чип-тюнинга можно увеличить мощность мотора примерно на 30%.
- Установка турбонагнетателя
Турбонаддув считается одним из самых эффективных способов повышения мощности дизельного двигателя. Однако при этом невозможно обойтись без доработки конструкции мотора.