Японские автопогрузчики за последние годы стали одними из самых востребованных в нашей стране. Уступая новейшим образцам европейского производства в количестве установленных электронных устройств, они с большим преимуществом выигрывают в цене. Кроме того, даже побывав в эксплуатации, они по техническим параметрам и надежности превосходят некогда популярные болгарские погрузчики. Среди японских вилочных погрузчиков выделяется продукция корпорации Nissan Motor Со., уступающая по востребованности только Toyota Motor Co. Надежность погрузочно-разгрузочной техники торговой марки Nissan во многом зависит от качества изготовления силовых агрегатов, которыми она комплектуется. Типичным представителем последних является карбюраторный двигатель К 15, который устанавливают на погрузчиках типа Nissan, Komatsu и др.
Технические характеристики
ПАРАМЕТРЫ | ЗНАЧЕНИЕ |
---|---|
Объем цилиндров, см. куб. | 1486 |
Число оборотов, об/мин: | |
в режиме холостого хода | 750...900 |
при мах нагрузке | 2900...3100 |
без нагрузки (однократно) | 3600 |
Мощность (при 2400 об/мин), л. с. (кВт) | 36,5 (27,2) |
Крутящий момент (номинальный при 1600 об/мин), Нм | 113 |
Количество цилиндров | 4 |
Диаметр цилиндра, мм | 75.5 |
Ход поршня, мм | 83 |
Степень сжатия | 9 |
Компрессия в цилиндрах (при 250 об/мин), МПа | 1.27 |
Газораспределительный механизм | С верхним расположением клапанов |
Зазоры клапанов на прогретом двигателе (впускные/выпускные), мм | 0,38/0,38 |
Свечи зажигания | FR2A-D |
Зазор между электродами свечи зажигания, мм | 0,8...0,9 |
Порядок работы цилиндров | 1-3-4-2 |
Система подачи питания | Карбюратор |
Топливо | Неэтилированный бензин АИ-92 |
Система смазки | Комбинированная (разбрызгивание + под давлением) |
Моторное масло | 10W-30 |
Количество масла в картере, л | 3.7 |
Система охлаждения | Жидкостная с замкнутым циклом |
Габаритные размеры (длина/ширина/высота), мм | 706,7 / 588,8 / 720 |
Масса (без охлаждающей жидкости), кг | 146 |
Двигатель устанавливается на вилочные автопогрузчики: Komatsu FG 10/15/18-20 и др.; TSM FG15C13, TSMFG15T13 и пр.; Nissan грузоподъемностью до 2 тонн.
Описание
Силовой агрегат Ниссан К 15 – это обычный 4-х тактный двигатель внутреннего сгорания, собранный по классической схеме. Он имеет 4 цилиндра, топливо-воздушная смесь для которых готовится в карбюраторе.
Двигатели, изготовленные в последние годы, обеспечивают подачу топлива в цилиндры при помощи инжектора. Распространены также модификации, работающие на сжиженном газе LPG. Горючую смесь распределяет между цилиндрами газораспределительный механизм с верхним расположением клапанов. Он приводится в действие стальной цепью, которая практически не требует обслуживания.
Техническое обслуживание
Эксплуатация двигателей, которыми агрегатируются вилочные автопогрузчики, отличается от условий работы силовых агрегатов обычных автомобилей.
Например, при выполнении сложных видов погрузочно-разгрузочных работ двигатель автопогрузчика дважды в течении одной минуты изменяет скорость вращения от 900 до 3000 об/мин. Поэтому неисправности в них возникают значительно чаще, и вопросы долговечности приобретают особое значение. Исходя из этого тщательность и регулярность проведения обязательного технического обслуживания приобретает первоочередное значение. В общем случае оно состоит из:
- Предпускового осмотра силового агрегата, который включает в себя проверку наличия необходимого количества моторного масла в картере; уровня охлаждающей жидкости; отсутствия протечек технических жидкостей.
- Внешнего осмотра после запуска двигателя, во время которого нужно убедиться в отсутствии сильной вибрации мотора и посторонних шумов при его работе; проверить цвет отработанных газов при пуске мотора. При этом, если цвет выхлопа черный, то возможно неполное сгорание топлива, а если белый – попадание моторного масла в камеры сгорания.
- Регулярного технического обслуживания, предусматривающего замену моторного масла и масляного фильтра – через каждые 600 моточасов; очистку топливного фильтра – через каждые 1200 моточасов; регулировку зажигания – каждые 200 моточасов; замену свечей зажигания – через 400 моточасов; регулировку тепловых зазоров впускных и выпускных клапанов – каждые 1200 моточасов.
Неисправности
Дефекты в работе силовых агрегатов, работающих в тяжелых условиях эксплуатации, как правило, возникают из-за:
- нарушения сроков проведения технического обслуживания;
- превышения нормативных требований к величине нагрузок;
- использования некачественных расходных материалов и комплектующих изделий и пр.
Чаще всего встречаются неисправности, которые проявляются в виде посторонних шумов, доносящиеся из подкапотного пространства.
НЕИСПРАВНОСТЬ | ПРИЧИНА |
---|---|
Грохот из-под крышки газораспределительного механизма. | Поломка шестерни; поломка цепи привода газораспределительного механизма; нарушены тепловые зазоры клапанов; износ деталей клапанного механизма (клапана, направляющие втулки, пружины и пр.). |
Шумит «помпа» (водяной насос). | Износ рабочего колеса или других деталей насоса. |
Посторонние звуки из блока цилиндров. | Заклинило один из подшипников; неравномерный износ шейки вала; люфт поршня в цилиндре; сломано поршневое кольцо; люфт пальца в поршне. |
Одним из источников неисправностей в моторе Ниссан К 15 является карбюратор. Среди его дефектов наиболее часто встречаются:
- засорение жиклеров;
- нарушение правильного положения поплавка в камере;
- изменение настройки режима холостого хода.
Кроме того, при эксплуатации двигателя Nissan К 15 могут встречаться неисправности, типичные для обычных двигателей внутреннего сгорания:
НЕИСПРАВНОСТЬ | ПРИЧИНА |
---|---|
Перегрев силового агрегата. | Недостаточное количество охлаждающей жидкости; неисправен термостат; наличие воздушных «пробок» в системе охлаждения; вышел из строя вентилятор охлаждения; обедненная топливная смесь. |
Мотор работает нестабильно (троит, «плавают» обороты и пр.) | Уменьшение компрессии в цилиндрах; неисправности деталей газораспределительного механизма; пробита прокладка головки блока цилиндров; неплотно закручена свеча зажигания. |
Тюнинг
Силовые агрегаты, которыми агрегатируются вилочные автопогрузчики тюнингу практически не подвергают. Связано это с тем, что специальная техника вообще, а автопогрузчики в частности, разрабатываются под выполнение определенных функций. Моторы для них конструируют с учетом требований, которые позволят выполнять поставленные задачи. Поэтому устанавливаемый на погрузчик силовой агрегат составляет с ним единое целое. При этом изменение каких-либо параметров работы двигателя может привести к нарушению кинематических связей такого автомобиля, как вилочный погрузчик, что не позволит последнему работать в установленных режимах.