Двигатель Д 21 – силовой агрегат производства Владимирского моторо-тракторного завода (1945). Он входит в семейство дизельных моторов с воздушным охлаждением, где базовым является четырехцилиндровый силовой агрегат Д-37 (1962). Это семейство включает в себя большое количество моторов с разным количеством цилиндров, большинство узлов которых унифицированы между собой.
Двигатель Д 21 – широко распространенный двухцилиндровый мотор, который уже более 50 лет находится в серийном производстве (1967). В настоящее время известен под индексом Д 120. От первоначального варианта он отличается повышенной мощностью.
Технические характеристики
Двигатель Д 21 (Д 120) производится в трех вариантах исполнения, которые отличаются друг от друга разными мощностными параметрами (см. таблицу).
ПАРАМЕТРЫ | ЗНАЧЕНИЕ |
---|---|
Мощность, л. с. | 30 л. с. при 2000 об/мин. |
25 л. с. при 1800 об/мин. | |
21 л. с. при 1500 об/мин. | |
Количество цилиндров | 2 |
Объем цилиндров, л | 2.08 |
Диаметр цилиндра, мм | 105 |
Ход поршня, мм | 120 |
Сжатие | 16 |
Крутящий момент (в зависимости от лошадиных сил), Нм | 113/104/103 |
Система подачи дизельного горючего | Непосредственный впрыск |
Удельный расход дизельного горючего (в зависимости от лошадиных сил), г/л.с.час | 180/177/176 |
Марка моторного масла, летом/зимой | М10Г, М10В / М8Г, М8В |
Количество моторного масла, л | 7 |
Потери масла на угар, % | 0,3...0,5 |
Габаритные размеры, мм | 689х628х865 |
Вес, кг (зависит от исполнения) | 264...292 |
Двигатель устанавливается на тракторы Т-25, Т-30 и др., шасси самоходные Т-16, погрузчики малогабаритные, дизельные электростанции, автономные (передвижные) компрессорные и сварочные установки.
Описание
Силовой агрегат Д 21 – бескомпрессорный 2-цилиндровый четырехтактный мотор воздушного охлаждения, запуск которого осуществляется электростартером.
Для очистки дизельного топлива применяются два фильтра. Сначала горючее попадает в фильтр-отстойник, а затем очищается с помощью фильтра тонкой очистки, где сменный фильтрующий элемент изготовлен из фильтровальной бумаги или пряжи.
Вибрации, характерные для двухцилиндровых моторов устраняются с помощью оригинальной уравновешивающей схемы. Она конструктивно выполнена в виде вала с закрепленными противовесами.
Газораспределительный механизм (ГРМ) включает в свой состав:
- газораспределяющие шестерни;
- распредвал;
- привод клапанного механизма.
ГРМ приводится в действие от коленвала с помощью газораспределительных шестерен. С помощью этих же шестерен приводятся в действие насосы и уравновешивающий вал.
Конструктивно все составные части мотора закрепляются на основном блоке, корпус которого отлит из серого чугуна. В нем предусмотрены опоры для подшипников распредвала (3 шт.) и вала механизма уравновешивания (2 шт.). Посадочные места для установки гильз цилиндров в дальнейшем растачиваются.
Гильзы цилиндров также отливаются из серого чугуна. На их наружных поверхностях имеются тонкостенные ребра, предназначенные для охлаждения. Внутренние стенки цилиндров термической обработке не подвергаются, однако при изготовлении обрабатываются с высокой точностью. Их «зеркальная» поверхность отличается также высокой степенью чистоты поверхности.
Головка цилиндра отливается из алюминиевого сплава и затем подвергается термообработке. Шатуны изготовлены из хромистой стали.
Техническое обслуживание
Для двигателя Д 21 установлены такие виды техобслуживания:
- ежесменное – через каждые 10 часов работы;
- ТО-1 – через 125 часов эксплуатации;
- ТО-2 – после каждых 50 часов работы;
- ТО-3 – через 1000 часов эксплуатации;
- сезонное – при переходе к осенне-зимнему или весенне-летнему периодам эксплуатации.
Во время замены моторного масла необходимо учитывать, что в качестве основной марки используется масло М10Г (летом) и М8Г (зимой). Замена его осуществляется через каждые 480 моточасов.
При использовании моторного масла марки М10Б замена должна проводиться через каждые 120 моточасов.
Ежесменное ТО мотора сводится к визуальному осмотру и контролю за уровнем моторного масла в картере.
Важно! Запрещается запуск мотора при недостаточном уровне моторного масла, который контролируется масляным щупом.
Количество отработанных моточасов определяется по счетчику, расположенному под капотом.
Перечень работ, проводимых во время всех видов ТО, приведен в нормативно-технической документации на двигатель, причем все они, за исключением ежесменного, должны осуществляться в условиях специализированных ремонтных участков.
Дизельный двигатель Д 21 при своевременном и качественном проведении всех видов техобслуживания работает безотказно в течение длительного времени.
Неисправности
НЕИСПРАВНОСТЬ | ПРИЧИНА |
---|---|
Глухой стук в нижней части картера, усиливающийся при резком увеличении числа оборотов коленвала. | Износ подшипников коленчатого вала. |
Глухой шум среднего тона в зоне передвижения поршня. | Износ или проворачивание шатунного вкладыша. |
Глухой шум низкого тона в зоне коренных опор коленвала. | Износ вкладышей коренных подшипников. |
Перебои в работе мотора на малых оборотах, шипение в топливопроводах, трудности при его запуске. | Неисправен газораспределительный механизм: |
неплотное прилегание клапанов к седлам; | |
нарушены тепловые зазоры в приводе клапанов; | |
поломка клапанных пружин; | |
износ деталей механизма. |
Тюнинг
Тракторные моторы не подвергаются тюнингу по той простой причине, что трактора изначально разрабатываются для выполнения конкретных задач. Конструирование их силовых агрегатов осуществляется комплексно. При этом оптимизируется сочетание основных технических параметров как силовых агрегатов, так и самих транспортных средств. Конечно можно, например, увеличить мощность мотора, расточив его цилиндры, однако это приведет к нарушению работы:
- трансмиссии;
- вспомогательных систем (смазка, охлаждение и пр.);
- изменению коэффициентов сцепления шин с грунтом и пр.
Кроме того, такие работы отличаются высокой сложностью, требуют много времени и при этом абсолютно не гарантируют достижения поставленной цели. Поэтому намного проще для выполнения конкретной работы использовать трактор соответствующей мощности.