Концерн BMW (Bayerische Motoren Werke) – один из крупнейших мировых изготовителей автомобилей и мотоциклов. Однако и выпуск двигателей внутреннего сгорания занимает в структуре его производства далеко не последнее место. Достаточно отметить, что в линейку силовых агрегатов, выпускаемых концерном, входят как бензиновые, так и дизельные:
- Рядные двигатели с числом цилиндров от 2 до 6. Среди них наиболее известен мотор m50b25.
- Двигатели с V-образным расположением 8-ми, 10-ти или 12-ти цилиндров.
Кроме того, выпускаются и спортивные модификации этих моторов (серия S).
- РЯДНЫЕ ДВИГАТЕЛИ BMW (МОДЕЛЬНЫЙ РЯД М)
На рынке автомобильных силовых агрегатов наиболее известны рядные шестицилиндровые двигатели концерна BMW. Различные модификации моторов модельного ряда M устанавливались на автомобили BMW 3 и 5 серий в разные годы:
м10 (1962-1988), м20 (1977-1987), m40 (1988-1994), m50 (1990-1995), m52 (1994-2001), m54 (2001-2006).
В 2005 году на смену двигателям модельного ряда M пришло новое поколение моторов BMW – серия N. Первым ее представителем стал двигатель N52.
- ДВИГАТЕЛИ СЕРИИ M50
Во времена СССР приобретение автомобиля BMW было несбыточной мечтой каждого автолюбителя. Однако во времена «перестройки» многим удалось свою мечту воплотить в жизнь? и на отечественных дорогах в достаточно большом количестве появились эти, ранее недоступные, модели.
Именно в это время концерн BMW массово выпускал и устанавливал на свои автомобили двигатели модельного ряда M, технические характеристики которых во много раз превосходили параметры отечественных автомобильных моторов.
Технические характеристики
Двигатель m50b25:
ПАРАМЕТР | ЗНАЧЕНИЕ |
---|---|
Рабочий объем цилиндров, куб. см | 2494 |
Номинальная мощность, л. с. (при 5900 об/мин.) | 192 |
Максимальный крутящий момент, Нм (при 4700 об/мин.) | 245 |
Количество цилиндров | 6 |
Количество клапанов на цилиндр, шт. | 4 |
Общее количество клапанов, шт. | 24 |
Диаметр цилиндра, мм | 84 |
Ход поршня, мм | 75 |
Степень сжатия | 10...10,5 |
Схема работы цилиндров | 1 - 5 - 3 - 6 -2 - 4 |
Топливо | Неэтилированный бензин АИ-95 |
Расход топлива, л/100 км (город/смеш./трасса) | 11,5/8,7/6,8 |
Система смазки | Комбинированная (разбрызгивание +под давлением) |
Тип моторного масла | 5W-30, 5W-40, 10w-40, 15W-40 |
Количество моторного масла, л | 5.75 |
Система охлаждения | Жидкостная, замкнутого типа с принудительной циркуляцией |
Охлаждающая жидкость | На основе этилен-гликоля |
Моторесурс, тыс. час. | 400 |
Вес, кг | 198 |
Двигатель устанавливался на автомобили производства концерна BMW: 3 серия — BMW 320 Е36, 325i E36; 5 серия — BMW 520 Е34, 525i E34.
Описание
Начало модельному ряду М положили 4-х цилиндровые двигатели серии м10 объемом 1,5…2,0 л. Высокие технические характеристики различных модификаций этих моторов во многом обуславливались использованием:
- двух карбюраторов;
- впрыска топлива;
- турбонаддува.
Конструктивные особенности моторов серии М10:
- Диаметр цилиндра превышает величину хода поршня.
- Количество коренных подшипников — 5.
- Впускной и выпускной коллекторы размещены на противоположных сторонах силового агрегата.
- Корпус блока цилиндров изготовлен из чугуна, а его головка – из алюминия.
ПРИМЕЧАНИЕ: все моторы модельного ряда М используют сочетание «чугунный корпус блока цилиндров + алюминиевая головка». Только на двигателях серии N52 эту пару начали изготавливать из магниево-алюминиевого сплава.
В конце 1988 года на базе двигателя м10 была разработана новая серия 4-х цилиндровых моторов, получившая индекс m40. Конструктивно она отличалась наличием:
- гидрокомпенсаторов клапанов;
- ременного привода газораспределительного механизма (ГРМ) SOHC.
Двигатели BMW серии m40 обладали:
- более высокой мощностью;
- повышенным крутящим моментом в области низких и средних частот вращения коленчатого вала;
- меньшей массой;
- уменьшенными габаритными размерами.
Однако мощности 4-х цилиндровых моторов для тяжелых автомобилей BMW катастрофически не хватало. Поэтому руководством компании в середине 60-х годов было принято решение о разработке модельного ряда силовых агрегатов с 6-тью цилиндрами и семью опорами коленчатого вала.
Начало ему положило семейство рядных моторов М30 с объемом цилиндров от 2,5 до 3,5 л. Несмотря на высокие технические параметры эти двигатели имели ряд недостатков, среди которых основными были большой вес, значительные габаритные размеры и высокая стоимость.
В 1977 году, приступив к разработке более современных, отличающихся высокой экономичностью и низкой стоимостью автомобилей, инженеры концерна создали на базе М30 ряд новых модификаций 6-ти цилиндровых двигателей.
Первой из них стала серия моторов м20 с 2-мя клапанами на цилиндр и ременным приводом ГРМ SOHC. На смену силовым агрегатам этой серии пришли моторы серии m50, каждый из которых представляет собой рядный 6-ти цилиндровый бензиновый двигатель, имеющий, в отличие от своего предшественника, 4 клапана на цилиндр и два распределительных вала (система DOHC) с гидрокомпенсаторами клапанов.
Кроме того, в двигателях серии m50 ГРМ приводится в действие цепью, срок службы которой составляет не менее 250 тыс. км пробега. Наличие гидрокомпенсаторов клапанов, которые исключают необходимость регулировки последних, и «неубиваемой» цепи привода ГРМ значительно упростили техническое обслуживание этих силовых агрегатов.
Кроме того, в 1992 году двигатели этого семейства получили новою систему изменения фаз газораспределения Vanos (Technical Update), разработанную концерном BMW.
Система позволила:
- Увеличить крутящий момент на низких оборотах коленчатого вала.
- Уменьшить потребление топлива.
Установка системы Vanos потребовала замены:
- деталей шатунно-поршневой группы;
- распределительных валов;
- электронного блока управления (ЭБУ).
В дальнейшем система Vanos претерпела ряд изменений. Так на двигателе N52 была установлена более совершенная система изменения фаз газораспределения на двух валах Double Vanos.
Техническое обслуживание
Регулярное техническое обслуживание моторов серии m50 сводится к своевременной замене моторного масла.
Нормативные документы концерна рекомендуют менять масло через каждые 15 000 км пробега, однако учитывая состояние наших дорог и качество топлива, специалисты отечественных СТО советуют проводить эту процедуру после 7 000 км. При этом необходимо следить, чтобы заливаемое моторное масло имело допуск BMW LL-98 или LL-01.
Неисправности
Двигатели m50b25 считаются одними из самых надежных моторов производства концерна BMW. Однако и им, особенно после того как величина пробега превысит 200 тыс. км, свойственен ряд часто встречающихся неисправностей.
НЕИСПРАВНОСТИ | ПРИЧИНЫ |
---|---|
Двигатель работает нестабильно. | Могут быть неисправны: 1. Катушки зажигания. 2. Свечи зажигания. 3. Форсунки. 4. Клапан холостого хода. 5. Датчики положения дроссельной заслонки, температуры, лямбда-зонд. |
Потеря мощности. | Вышла из строя система газораспределения Vanos. |
Перегревается двигатель. | Возможен выход из строя: термостата; насоса системы охлаждения (помпа); радиатора. |
Повышенный расход моторного масла. | Необходимо проверить прокладки крышки клапанов и поддона на предмет протечек масла. |
Тюнинг
В отличие от двигателей серии N52, которые практически не поддаются тюнингу, моторы модельного ряда М можно дорабатывать самостоятельно. Например, существует несколько вариантов тюнинга, с помощью которого можно увеличить мощность двигателя М50b25:
- Самый простой способ заключается в установке длинноходного коленчатого вала (строкера), который устанавливался в двигатель m54b30. Одновременно необходимо приобрести и установить ряд деталей этого силового агрегата: шатунно-поршневую группу; форсунки; коренные вкладыши. Настроив соответствующим образом ЭБУ можно получить мощность порядка 230 л. с.
- Максимальную мощность без использования турбины можно получить, если установить: распределительные валы Schrick 284/284; форсунки от спортивного двигателя S50; шестидроссельный впуск; равнодлинный выпускной коллектор; прямоточную выхлопную систему и пр. Правильная настройка ЭБУ позволит довести мощность мотора до 280 л. с.
- Если задаться целью увеличить мощность мотора до 500 л. с., то это можно сделать, установив на него: турбокит с Garret GT 35; шатунно-поршневую группу под степень сжатия 8,5; форсунки 550 сс.