Содержание
Автомобильные моторы японской корпорации Mitsubishi Motors Corporation (1875) известны во всем мире как надежные и долговечные. Особое место среди них занимает семейство силовых агрегатов Orion (серия 4G1). Их серийный выпуск был начат в 1970 году. Одним из представителей этой серии является двигатель 4G15, которым начиная с 1978 года, оснащаются автомобили многих известных марок.
Технические характеристики
ПАРАМЕТР | ЗНАЧЕНИЕ |
---|---|
Мощность, л. с (6000 об.мин) | В зависимости от типа ГБЦ: 86...92 (SOHC) 73..110 (двигатель DOHC) 163...180 (TURBO) |
Количество цилиндров | 4 |
Расположение цилиндров | Рядное |
Система питания | В зависимости от типа ГБЦ: карбюратор/инжектор (SOHC) GDI, MIVEC (у двигателя DOHC) MIVEC+турбонаддув (TURBO) |
Рабочий объем, л/см. куб | 1,5/1468 |
Количество клапанов | В зависимости от типа ГБЦ: 12 (SOHC) 16 (двигатели DOHC и TURBO) |
Диаметр цилиндра, мм | 75.5 |
Расстояние между центрами цилиндров | 82 |
Ход поршня, мм | 82 |
Степень сжатия | 9...10 |
Крутящий момент, Нм | 132...245 |
Система смазки | Под давлением |
Тип масляного насоса | С циклоидным механизмом |
Объем масла, л | 42432 |
Тип масла | 5W-20, 5W-30, 10W40 |
Топливо | Неэтилированный бензин (А-92, А-95) |
Система подачи топлива | Электрический насос |
Расход топлива, л | В зависимости от типа ГБЦ: |
5,4...8,2 (двигатели SOHC и DOHC) | |
Система охлаждения | Жидкостная с замкнутым циклом |
Тип водяного насоса | Импеллерный, нецентрированный |
Габаритные размеры (без КПП), мм | 617,8*613,3*622,2 |
Масса (сухая), кг | 115 |
Экологические нормы | до Euro-5 (в зависимости от года выпуска) |
Двигатель устанавливался на автомобили (в зависимости от года выпуска): Mitsubishi: Colt, Maven, Mirage, Lancer, Dingo; Dodge Colt, Hyundai Exel, Zotie Nomand, Jac S3, BYD F3, Eagle Summit, Soueast V3 Lingyue; Proton: Saga, Wira, Satria.
Описание
Конструктивно двигатель 4G15 представляет собой рядный 4-х цилиндровый, четырехтактный силовой агрегат с верхним расположением одного (SOHC) или двух (двигатель DOHC) распределительных валов.
Газораспределительный механизм (ГРМ) приводится в действие с помощью ремня, срок службы которого не превышает 100 тыс. км. пробега.
- Оснащен мотор системами:
- жидкостного охлаждения;
- электронного управления Delphi MT20U2;
- безтрамблерной системой зажигания.
Изначально на двигатель 4G15 устанавливалась головка блока цилиндров (ГБЦ) SOHC 12V с одним распределительным валом и 12 клапанами. Отдельные версии этих моторов оснащались системой непосредственного впрыска топлива GDI.
В 1993 года появились силовые агрегаты, оборудованные двухвальными ГБЦ двигателями DOHC 16V с 16 клапанами. На некоторых из них устанавливали систему изменения фаз газораспределения MIVEC.
Выпускается и спортивная модификация мотора, на которую кроме системы MIVEC устанавливали блок с маслофорсунками и наддув. При этом двигатель 4G15Т развивает мощность до 180 л. с.
Электронный блок управления, получая и анализируя данные, полученные от различных датчиков, регулирует:
- работу системы впрыска топлива;
- число оборотов двигателя в режиме холостого хода;
угол опережения зажигания; - кроме того блок Delphi MT20U2 имеет функцию самодиагностики.
Начиная с 2004 года корпорация Мицубиси вместо мотора 4G15 выпускает новый, более современный, мотор 4А91.
Техническое обслуживание
Двигатель 4G15 надежен и долговечен в эксплуатации (в 1998 году был зафиксирован рекордный пробег автомобиля Mitsubishi Mirage с мотором 4G15, который составил 1,6 млн. км.).
При правильной эксплуатации его технические характеристики практически не ухудшаются, а межремонтный моторесурс составляет не менее 250 тыс. км. пробега. Поэтому плановое обслуживание (промежуточный ремонт) двигателя сводится к проведению регламентных работ, в ходе которых осуществляется замена расходных материалов и комплектующих.
Выполняют их в следующие сроки:
- замена масла (синтетика) — не реже 80 тыс. км. пробега;
- замена ремня ГРМ, роликов и сальников – после 90 тыс. км. пробега;
- замена охлаждающей жидкости – после 25 тыс. км. пробега;
- замена основного топливного фильтра – не реже 40 тыс. км. пробега;
- замена дополнительного топливного фильтра – не реже 30 тыс. км. пробега.
Регулировка клапанов
Особенностью мотора является отсутствие гидрокомпенсаторов клапанов. Поэтому их регулировку необходимо проводить после каждых 90 тыс. км. пробега.
При этом зазоры клапанов должны составлять:
- Для холодного двигателя:
- впускной клапан, мм — 0,07;
- выпускной клапан, мм — 0,17.
- Для горячего двигателя:
- впускной клапан, мм — 0,15;
- выпускной клапан, мм — 0,25.
Кроме того, очистив клапана от нагара с помощью специальной жидкости, нужно проверить:
- Толщину кромки клапана, которая должна быть в пределах:
- впускной клапан, мм — 1,35…0,85;
- выпускной клапан, мм — 1,85…1.35.
- Высоту клапанной пружины, которая должна находиться в диапазоне:
- в свободном состоянии, мм — 50,87…50,37;
- под нагрузкой, Н/мм — 216/44,2…588/34,7.
Неисправности
Так как двигатель 4G15 является типичным представителем семейства автомобильных моторов 4G1, ему свойственны и характерные для этих силовых агрегатов неисправности.
Среди них чаще всего встречаются:
НЕИСПРАВНОСТЬ | ПРИЧИНА | СПОСОБ УСТРАНЕНИЯ |
---|---|---|
Повышенный расход масла. | Износ поршневых колец (пробег более 200 тыс. км.). | Замена поршневых колец. |
Стук клапанов. | 1. Использование некачественного масла. 2. Нарушение сроков замены масла. 3. Засаженность мотора. | Очистка клапанов и всей ГБЦ от сажи; использование качественных смазочных материалов от известных производителей; замена масла в срок, рекомендованный производителем автомобиля. |
Затруднен пуск мотора. | 1. Залиты свечи. Проявляется при больших отрицательных температурах воздуха. 2. Неисправен бензонасос. | Не рекомендуется эксплуатация двигателя в условиях сильного понижения температуры воздуха; Заменить бензонасос. |
Сильная вибрация двигателя. | Часто встречающаяся проблема, не имеющая однозначного решения. | 1. Рекомендуется проверить состояние подушек крепления мотора. При необходимости заменить. 2. Немного увеличить число оборотов двигателя на холостых оборотах. |
Кроме того, возможны и другие мелкие неисправности, связанные, как правило, с использованием некачественных расходных материалов и комплектующих.
Также при несоблюдении сроков проведения регламентных работ могут иметь место и более серьезные неисправности, устранить которые смогут только высококвалифицированные специалисты в условиях специализированных СТО. Например, к сложному и дорогостоящему ремонту приведет обрыв ремня ГРМ, в следствие чего деформируются клапана.
Тюнинг
Тюнинг двигателя 4G15, связанный с увеличением его мощности, представляется делом непростым и достаточно затратным.
- Проще всего приобрести и установить на штатную поршневую турбокит с ebay и электронный блок Greddy E-Manage, который монтируется в разрез штатной проводки и после соответствующей настройки способен изменять управляющие сигналы, поступающие от бортового компьютера. Кроме того необходимо поставить форсунки от мотора 4G64.
- Для получения солидной мощности (до 350 л. с.) придется также поменять заводские поршни на кованые, а стандартные шатуны на Н-образные. Желательно также установить маслофорсунки и заменить коленвал.
Все перечисленные работы, а затем и качественную настройку всей системы способны выполнить в специализированных тюнинг-ателье. Однако многие специалисты, учитывая большой объем работ и приличный бюджет, рекомендуют приобрести и установить вместо мотора 4G15 культовый двигатель корпорации Мицубиси – 4G63Т (семейство Sirius), мощность которого составляет 280 л. с.